Астропсихиатрия в деталях

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сайт Diapsalmata приветствует Вас в гостях у нашей рассылки

Сказка о царевне-лягушке или Интроект должен выжить (часть 1)

"Для того чтобы быть надежными, взаимоотношения обязательно должны быть мотивированы любовью матери, а не ее сформированными реакциями."

(Дональд Винникотт "Игра и реальность"

Английский психоаналитик Дональд Винникотт был не только потрясающим ученым, но и очень чутким человеком. Он стал детским психологом после долгих лет врачебной практики в качестве педиатра. Имея богатый опыт наблюдений за детьми, Винникотт предположил, что с самого детства отношение ребенка к внешним объектам (маме, папе и т.д.) проходит через серьезные испытания.

Поначалу уход за малышом хоть и требует усилий и терпения, но все же еще не составляет серьезной проблемы для родителей, в жизни которых ребенок был желанным. Правда, и в этот период, по мнению Винникотта, важно, чтобы у лиц, ухаживающих за младенцем, внутри было полноценное, эмоционально адекватное состояние души.

Когда же ребенок подрастает, по теории Винникотта, он начинает "испытывать на прочность" окружающих, словно желая оспорить правомерность того, что однажды его так безжалостно отняли от груди. Тогда малышу, наверное, казалось, что померк мир без этого важного источника жизни. Но мир выжил, жизнь продолжилась, не смотря на то, что удовольствие прекратилось, а взамен были предложены иные варианты… Маленький человек, испытав первое вынужденное изменение, как-будто начинает подозревать все, что находится вовне, в недолговечности, и причиняя заботы, иногда чрезмерные, вредничая и огорчая других, на самом деле ждет подтверждения, что на этот раз подозреваемый в недолговечности источник удовлетворения выживет.

Однако, мир ребенка, как бы он ни был разочарован, все равно является идеальным, поэтому ожидание малыша - это мир вовне, который не смотря ни на что, добр и внимателен к нему, мама, которая любит его в любом случае, даже если он будет невыносим, а вместо криков и других проявлений строгости, помощь в открытии всех граней окружающего мира, чтобы интерес к нему всякий раз оказывался сильнее тревоги перед утратой чего-то жизненноважного…

Малыш хочет найти вовне увлекательную игру и отсутствие фрустрации (разочарования). Мера же и величина последней определит в будущем его неспособность быть собой и, соответственно, укажет на потенциально возможное для него доверие к другим людям. А разочарование и неумение доверять вместе взятые, в свою очередь, будут иметь тенденцию вызывать к жизни склонность подменять личное восприятие реальности и его творческий синтез плагиатом и тотальным подражанием, копированием увиденного вовне, поскольку собственные модели поведения отсутствуют, а давление неуверенности и страх попасть впросак лишают способности к инсайту, вдохновению и здоровому наслаждению жизнью. К тому же любой патологический процесс всегда неизменно сопровождается накоплением внутренней неудовлетворенности, которая, как нарыв, будет стремиться найти выход для себя с помощью примитивных регрессивных механизмов, самыми простыми из которых являются привычки стресс заедать, запивать и т.д.

Другими словами, Винникотт предложил в своей теории объекту (маме, папе и т.д.) в жизни каждого ребенка - выжить. И он единственный сказал о том, что психика может быть неисправима, если не удастся повторить детство и заново проиграть неудачные, патологичные последовательности в восприятии окружающего мира, сделав их эволюционными. Это значит, что во внутреннем мире должны появиться новые представления и подходы, которые выживут и окажутся долговечными. Они должны помочь человеку стать уверенным в себе и в то же время не начать доминировать над другими, уметь посмотреть на все их глазами, но не потерять индивидуального восприятия окружающего мира.

Для достижения этой цели зачастую в возрасте, уже отнюдь не детском, нужно найти заменитель отчего дома, мамы и папы, а затем попытаться избежать положения, в котором этот заменитель снова, как в детстве, не оправдает ожидания и "выжить" не захочет или не сможет. Трансформация же поврежденной, надломленной в детстве психики окажется возможна, только если новые интересы и объекты внешнего мира (окружающие люди) не разочаровывают, если им, в свою очередь, удастся выжить и оправдать ожидания измученного непрерывным внутренним разочарованием человека.

Общество в своей многоликости, с его образовательными системами и различными способами коллективного времяпрепровождения, тоже предлагает заменить человеку папу и маму. За пределами родного дома несовершенный образ мамы может заменить любимая певица, а папу - политическая партия, социальные приоритеты и достижения, служение идее справедливого общества, религия или просто эзотерические мечтания о своей роли в борьбе между добром и злом. Такие новые внешние объекты и цели иногда оказываются очень даже своевременными, так как избавляют и замещают собой назойливые и удручающие родительские образы.

Но чаще всего папу и маму заменяет партнер по браку. Так, муж наделяет жену качествами матери и ведет с ней по этому поводу диалог, как когда-то в детстве иногда "выгибаясь" и вредничая, что есть силы, или с точностью наоборот - безаппеляционно подчиняясь, а жена, ничего не понимая, включает свой "автопилот" и в зависимости от своей "истории детства", дорисовывает, усугубляет, доводит ситуацию до аппогея - история продолжается, партнеры становятся жертвами друг друга и своего прошлого.

Так или иначе, но человек, выходя за пределы родного дома, будет стремиться найти замену и повторить историю детства - либо с целью найти себя, свое я, не раздираемое страстями, а лежащее за пределами выгоды и жесткой мотивации, чтобы получить развитие и научиться любить и быть любимым, либо желая удовлетворить путем повторения ситуации негативные назойливые сюжеты детства, застрявшие в его психическом мире и не дающие ему покоя,.

"Меняться или быть собой?" - как поет Алла Пугачева. Если когда-то в детстве мама и папа "не выжили" в отношениях с собственным ребенком и он, соответственно, оказался разочарован в своих родителях, так как его ожидания и надежды не были оправданы, то же самое он стремится повторить и готов увидеть снова во взрослой жизни, подсознательно ожидая девальвации и обесценивания выбранного интереса, идеи, партнера, профессии, работе, разочарования в партнере и собственных детях и т.д. Такой человек предрасположен пойти путем отрицания - другие объекты внешнего мира плохие, а я единственный - хороший, и мои поступки всегда верны. Критика будет для него серьезным стресс-фактором, воспринимать ее он не будет, также как и расширять представления, воспринимая позицию и точку зрения других людей - это такой себе чеховский "человек в футляре", уверенный в собственной опытности и достойности, привыкший не замечать в себе внутреннюю загнанность и неполноценность, о которой он либо имеет какое-либо сознательное представление, либо - нет.

Какие же еще последствия влечет за собой подобное "невыживание" первых объектов, в чем оно заключается, от чего зависит? Индивидуальную картину проблематики психической жизни в каждом отдельном случае можно прочитать в виде схемы в личном гороскопе: как будут проявляться эмоции, какие существует поведенческие тенденции, во что это выльется событийно и т.д.

Развитие же ребенка происходит по определенным психологическим законам. Одним из них является существование позитивных интроектов в психике ребенка, насущная потребность в них. Интроектом в психиатрии называется чей-то образ, созданный по принципу идеализации (если интроект позитивный). Он существует в виде фантазии и заменяет присутствие функционально ценного объекта в момент его отсутствия. Например, когда мамы нет, ребенок помнит о ее присутствии, хранит в своем воображении ее образ и ждет именно ее появления: если мама приходит - это означает, что его ожидание оправдано и ребенок не фрустирован (не разочарован), мама же, как функциональный (необходимый) объект, в данном историческом моменте выжила.

Даже у аутичного или отсталого в развитии ребенка подобные интроекты существуют и в этом случае все выглядит даже гораздо нагляднее. Образ позитивный, проявляющий к такому ребенку любовь вопреки всему, будет действенным и в присутствии такого человека ребенок будет спокойным и податливым к любым предложениям. Негативный же образ, напротив, вызовет яркий протест, истерику, в особенности когда взрослому захочется от ребенка что-то потребовать. Впрочем, практически любой ребенок в такой ситуации начнет противодействовать, что есть силы, делая все наооборот, словно мстя. Но это будет всего лишь семантическое сообщение (действие с подтекстом) от малыша о его неудовлетворенности.

Очень часто можно услышать, как определенно "невыжившая" в глазах своего ребенка мама на правах "заслуженного" авторитета с невозмутимым видом обращается к своему чаду со словами: "Ты чего сюда пришел - иди играй", "Я сказала тебе - не смей мне мешать" и т.д. Если представить себе, что эти слова обращены к взрослому человеку, то прозвучат они, мягко говоря, не очень нормально. Такого обращения эта мамаша не позволила бы себе в контакте с подобными ей взрослыми людьми, но почему-то с ребенком разговаривать таким образом для нее вполне приемлемо.

Если в возрасте от 6 месяцев до 3 лет содержится больше впечатлений, в которых ожидания ребенка не были оправданы - это будет означать, что объект (мама) не выжил (не выжила) и именно эту детскую негативную интроектную реальность во взрослом возрасте человек будет стремиться воплотить вновь и вновь, создать, спровоцировать (инициировать) других на повторение заранее известного сюжета.

Например, он будет постоянно опаздывать на работу, заставляя любого начальника реагировать и выражать негативные эмоции, а потом страдать в одиночестве от такой "несправедливости" или, что еще хуже, бессовестно "нагружать" своими проблемами окружающих, ожидая от них сочувствия и поддержки. Не получив ожидаемого, он снова отправится на поиски заветного повода немного пострадать, уже имея на руках легальные основания к этому стремиться - зло и коварство других.

Если другие окажутся стойкими, развитие событий может получить еще несколько вариантов развития: негативную интроектную реальность (схему, последовательность) детства получится разрушить и будет создан новый сюжет-интроект - более благополучный, в обратном случае сюжет детства усугубиться и интроект станет еще хуже, чем был до этого.

В первом случае, когда партнер не соглашается с интроектно существующей и навязываемой ему реальностью, возникает шанс выйти из порочного круга одних и тех негативных повторений. Ему, как новому объекту в пораженной патологичым восприятием психике удалось выжить и не девальвироваться в глазах своего партнера, удалось найти общий язык и средства для решения проблем в межличностных отношениях, выйдя за пределы жестких схем из прошлого. В итоге интроект детства, лишенный полномочий, будет уничтожен и замещен новым образом, предложенным партнером по браку. Но прежде чем это произойдет, человек встанет перед выбором: чему верить - новому объекту в своей жизни, выжившему в его глазах в качестве функционально полезного и нужного интроекта (взгляда на жизненную ситуацию, отношения и т.д.), или верить печальному опыту далекого детства, в котором мама, как полезный объект, разочаровала и превратилась, как в сказке, из царевны снова в лягушку. Партнер может быть серьезно шокирован, наблюдая, как другой человек словно мячик на резинке, то вплотную подходит к пониманию своей проблемы, то под действием прежнего разочарования начинает снова замыкаться и вредничать. Подобный процесс выбора во времени может длиться десятилетиями, в этом часто и вырастают дети, пропитываясь до основания атмосферой внутренней неопределенности своих родителей.

Таким образом, у детей, чувствующих подсознанием, что взрослые "не ушли из детства", а продолжают играть, только в игры более скучные, теряется всякий интерес выражать по отношению к ним полноценное эмоциональное отношение. Детский принцип - ты меня кусаешь - я тебя кусаю, оказывается приоритетным подходом к контакту ребенка, подростка со своими родителями. Говорят, "нет человека - нет проблемы". Эту скорее жестокую, чем смешную пословицу можно перефразировать: нет взрослого - есть взрослый ребенок, а значит нет смысла говорить с ним, опираясь на интеллект, стоит всего лишь рассказывать сказки - о царевне-лягушке, кащее-бессмертном, предлагая такому взрослому образы того, как нельзя… Вдруг поймет…

В материальных и прочих увлечениях взрослых людей нет ничего необычного и плохого, - печально, когда жертвой становится ребенок, который оказывается лишен внимания. Детство же бывает только один раз, и именно в этот период закладывается внутреннее благополучие ребенка, его способность адаптироваться в жизни и быть успешным. И часто оно выпадает как раз на то время, когда родители занимаются своими делами, думая, что воспитательный процесс и насаждение нужных принципов никогда не поздно начать. На самом же деле время оказывается безвозвратно упущено! Пока мама решает свои взрослые проблемы, ребенок получает опыт, в котором объект (мама) не выжил (не выжила) и доверие к нему (ей) оказалось безвозвратно утерянным. Именно поэтому дальнейший воспитательный процесс уже не будет иметь никакого смысл, поскольку авторитет родителей в глазах ребенка потерян, и единственное, что возможно - это честно признать свои ошибки и отпустить ребенка, дать ему возможность самому найти интроекты (идеалы), которые выживут. Безусловно, это касается родителей, которые не смотря на промахи в отношениях со своими детьми, все равно любят их, причем не как свою собственность, над которой безраздельно можно властвовать и насаждать свое.

Куда попадает ребенок, если внешние объекты не вызывают доверия и не оправдывают ожидания? К сожалению, он попадает вовсе не в герои фильма "Один дома" и не потирает ручками в предвкушении свободы! Как раз в том, какие действия необходимо предпринимать в том или ином случае, а какие предпринимать не стоит совсем, он испытывает затруднение, так как позитивный образ мамы, как интроективный, то есть тот, на который можно опереться мысленно и понадеяться, оказывается подсознательно уничтожен, поэтому одним из вариантом будет полная свобода малыша в выборе средств и способов самовыражения - от случайно увиденных где-то на улице до тех, которые сознательно подмечены, как вызывающие у взрослых раздражение, и раз за разом используются с целью раздосадовать родителя и так обратить на себя внимание.

То есть идентификационные процессы, при которых ребенок может видеть примеры для подражания во внешнем мире и использовать их в своем поведении, все равно будут происходить. Сознательно или бессознательно он будет впитывать в себя все как губка. Если других возможностей для обучения в столь нежном возрасте не окажется, ребенок вынужден впервые в своей жизни пойти на компромисс и идентифицироваться с разочаровавшим его образом (интроектом), с тем, что ему не нравиться на самом деле. И это не пройдет для его психики даром и обязательно даст свои плоды во взрослой жизни - впредь такой компромисс и внутренний невротический конфликт между желаемым и действительным будет склонен повторяться. Например, в будущем такой человек будет долго и нудно ходить на работу, которая ему не нравится, потому что нужно же как-то зарабатывать деньги, десятилетиями жить с партнером, с которым отношения давным давно, очевидным образом и безвозвратно потеряны - все это будет происходить под действием все той же иннерционной волны глубокого транса и шока, идущей из детства.

Кто-то уходит из отчего дома, не вполне понимая свою обиду, кто-то бросает работу, обучение, кто-то расторгает брак - и это подобно грому среди ясного неба и для него, и для окружающих. Но не зря говорят, что дыма без огня не бывает: время только увеличивает внутреннее противоречие и когда его объем становится слишком большим, человек вынужден, хочет он того или нет, что-то с этим делать. Уже невозможно не замечать скорость, с которой "черная дыра" умерших идеалов и обманутых надежд втягивает в свою орбиту. Разобраться же в своей психической жизни, проследовать по ее лабиринтам и понять, как возникли те или иные закономерности в восприятии и поведении, равноценно удалению от собственной психической "черной дыры" на безопасное расстояние.

Заморозить внутренний конфликт на время или навсегда, как еще один из вариантов, всегда будет услужливо рядом. Но это будет означать только одно - с этого момента "черной дырой" стал сам человек. Кто знаком с физической теорией черной дыры, безусловно понимает, как это преломляется в жизни психической (см. статья "Нейро-лингвистическое использование черной дыры или Восстановление"). Известно, что черная дыра обладает сильным гравитационным полем и поглощает все, что приближается к ней на определенное расстояние. Дальше остается только лететь в темноте…

Ребенку, потерявшему доверие к своему первому идентификационному объекту (маме), не понятно, что же с этим делать дальше. Однако, если малыш достаточно сообразителен и имеет потенциал развития, он тут же попытается найти замену и таким образом выжить в своей сложной психической реальности. Но что, если этим заменителем станут наркотики, алкоголизм, абсолютно неконтролируемая сексуальность или тусклая и серая жизнь, наполненная лишь изнуряющими душу обязанностями? Это будет признаком неудачной замены идентификационного объекта, мамы, которая как интроект не выжила.

Продолжение следует...

Удачи Вам.


Вопросы, возникающие при чтении рассылки присылайте на E-mail.

С уважением, Анна Цариковская и сайт Diapsalmata.


Обратиться за консультацией Вы можете по указанным
ниже телефону, е-mail(у), либо заполнив форму на сайте:


Телефон: +3 8 066 9055486

E-mail: diapsalmata@newmail.ru

Адрес сайта: www.diapsalmata.newmail.ru


Отразите свое мнение в голосовании на тему:

хотели ли бы Вы пройти курс обучения
от сайта Diapsalmatа
по астрологии и психиатрии?
Да  Возможно   Нет   Не знаю  

Используются технологии uCoz