Астропсихиатрия в деталях

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сайт Diapsalmata приветствует Вас в гостях у нашей рассылки

Сказка о царевне-лягушке или Интроект должен выжить (часть 2)

"Забота - это отношение, а не обязательно выполнение чего-либо."

(Вейкко Тэхкэ "Психика и ее лечение")

Винникотт продолжил свою теорию выживания объекта в психике каждого ребенка идеей о переходных объектах, благодаря которым детское развитие получает шанс не задержаться, споткнувшись о разочарование, и продолжиться. Для этого нужно "засучить рукава" и учить малыша взаимодействовать с окружающим миром легко и играючи, как будто этот мир и есть он - самый полный безопасности родной дом, а стресс - лишь повод узнать что-то новое.

В идеальном варианте мама до 3 лет должна сопровождать малыша в формировании его психической жизни "всегда и везде", а не отбрыкиваться от его назойливых "домоганий" словами: "я не могу постоянно уделять внимание только тебе", тем самым вызывая у малыша только одно чувство - вины и подавленнности, всегда с полным отсутствием понимания, за что же с ним так поступают.

Часто детское поведение недвузначно указывает на наличие той или иной проблемы. Например, малыш, который встречает любого нового человека, спрятавшись где-нибудь в укромном месте и наотрез отказываясь выйти из своего убежища, на самом деле демонстрирует, что уже много раз был фрустирован отношением маминых и папиных гостей, и больше не хочет. Стоит преодолеть этот барьер и доказать, что на этот раз все будет иначе, как тот же самый ребенок тут же изменит свое поведение на прямо противоположное. И это, другое отношение к нему может стать переломным в восприятии ребенком себя и окружающих и тогда именно оно станет переходным объектом для него, новой моделью поведения, а возможно даже девизом на всю жизнь - рано или поздно всегда найдется нечто, что все изменит одним взмахом волшебной палочки - такая себе простая детская вера в чудо.

Винникотт приводит пример с мальчиком, который периодически прерывал процесс игры и должен был вернуться на колени к маме, немного полежать, свернувшись калачиком, а потом вновь приступал к игре. Другой малыш не разлучался с веревочкой, один конец которой должен был касаться мамы, а второй находиться у него в руках. Вот эти манипуляции время от времени были необходимы ему, чтобы чувствовать себя хорошо. В обоих случаях на первом году жизни имели место частые разлуки с мамой по причине болезни последней. Оба мальчика таким образом демонстрировали, что их тревожит возможное отсутствие мамы. Этот след в психике впоследствие будет нуждаться в выведении на сознание. Во внешникх объектах такой малыш будет либо шизофренично усматривать предательство, либо провоцировать ситуацию к негативному завершению, либо независимо от действий и отношения внешнего объекта реагировать так, как будто его ожидания уже обманули, хотя внешний объект при этом может быть не в курсе и очень удивлен, не понимая, почему именно на него так сетуют.

Такому чрезмерно фрустрированному ребенку, как только он будет в состоянии понимать, нужно снять страх, объяснить, что другие люди, как заменители родителей могут быть иными в своем к нему отношении и нет никакого смысла ожидать снега в августе, потому что все свое детство в августе он находился в местах, где вообще никогда не бывает лета.

На более раннем этапе и при условии, что серьезная травма не имела места, переходным объектом для ребенка может стать игрушка или какой-нибудь предмет, с которым он быстро успокаивается, засыпает и т.д. Многие мамы знакомы с таким явлением, когда нельзя забыть именно этот паровозик, именно эту уточку, именно это одеяльце, потому что в обратном случае успокоить малыша будет не возможно. Позже для ребенка важно найти любимое занятие, к которому у него лежит душа, помочь ему идентифицировать свои способности: к чему именно у малыша есть талант. Навести на резкость в этом случае может помочь астрология, благодаря которой в личном гороскопе можно найти соответствующие указания на те или иные способности ребенка либо же, напротив, чем ему заниматься не стоит.

Cоциальные институты и образовательные системы, в свою очередь, тоже пытаются заменить человеку объект, который в лице близких людей в его жизни некогда не выжил. Они пытаются изменить реальность - выжить для человека и дать ему шанс начать все сначала. Поэтому угроза, исходящая от сект, фанатичных религиозных организаций автоматически исчезает для тех, у кого мама "выжила" на все сто процентов, сумела сохранить доверие и авторитет в отношениях со своим ребенком.

Еще одним проявлением "невыжившей" мамы будет желание создать что-то свое - общественную структуру, партию, в которые будут заложены принципы, разрушенные когда-то и таким образом заменить печальный опыт детства. С точки зрения этой теории для человека с "невыжившей" мамой, общество - это еще один шанс и повод к выходу из внутреннего одиночества и разочарования. И на этом задача общества, теоретически, должна бы исчерпаться.

Если же человек не может воспользоваться формулой переходных объектов, выбирая их сознательно или бессознательно, но всегда "сохраняя в живых", то вряд ли он сумеет оптимально адаптироваться в этом мире, и его интересы либо не будут задерживаться надолго, либо отношение к ним будет иметь привкус фанатизма, либо они станут еще одним способом убить время, чтобы хоть как-то себя занять.

Общество не в состоянии выполнить ожидания своих индивидуумов и оказывается обесценено (как некогда мама) и, в свою очередь, переполненное такими девальвированными людьми, которых с годами прогрессивно становится все больше, приобретает признаки этнической деградации. Новые личности не могут в таком обществе состояться и найти оправдание своим ожиданиям - тема, которой американский психоаналитик Э. Эриксон посвятил немало трудов. Он говорил, что патологичность общества заключается в том, что оно выравнивает и подтягивает личность до своего уровня, удерживая ее в определенных контекстах и гарантируя успех и удачу только в том случае, если та соглашается быть выразителем принявшего ее общества и не стремится вести его к изменениям и новшенствам, превышающим возможность принимать их всеми членами.

В этом заключается своеобразная формула коллективного социального успеха и процветания, на этих принципах построены многие психологические тренинги и философии такого успеха - от примитивного Карнеги до современных технологов НЛП. Так что в этом смысле идея, выраженная в фильме "Матрица", действительно верна и люди в одинаковых костюмах и темных очках - это и есть те самые личности, которых общественная структура подтянула до уровня своих стандартов, а вот что происходит в их душах на самом деле - это уже другой вопрос.

Читая книги Винникотта, трудно поверить, что это написал не современник, что жизнь этого талантливого психоаналитика закончилась еще в 1971 году. Наверное, так и выясняется, что настоящее, а что - нет, если мышление человека и его идеи выходят за пределы его исторического времени, всегда оставаясь поводом к личному восприятию для каждого нового поколения.

Психологическая теория Винникота предлагает объяснение конфликта индивидуального и общественного, снимая мистический налет с некоторых аспектов реальности. По его мнению, все проблемы закладываются в глубоком детстве и связаны с невозможностью для ребенка ассимилировать стресс, обыграть его, превратить в момент, ведущий к развитию и расширению представлений о внешнем мире. Вместо этого ребенок постоянно оказывается в состоянии регрессии к первичному восприятию, изначально связанному только с получением наслаждения и потребления, как компьютер, который стремится перезагрузиться.

Сначала поводом к развитию представлений становится любимая игрушка, интересная игра, позже внешние объекты - интересы, увлечения, образование, работа, другой человек, собственные дети и т.д. Если же в глубоком детстве у ребенка никак не мог сформироваться любимый объект, если малыш так и оставался все время в состоянии шока и транса и был не способен заменить мать или отца новыми увлекательными фрагментами реальности, он начинает формировать свои закрытые миры, в которых нет стресса, нет ничего неожиданного, все закономерно и не нужно рисковать. В голове у него формируется отношение, состоящее из примитивных структур и последовательностей, точно копируемых из внешнего мира, в них нет души и воли самого маленького человека, в них только точная манипуляция человека человеком. Такой ребенок выстраивает кубики в ряд, не реагирует на новую реальность и не фиксирует ее, отгораживается от нее до тех пор, пока не превратит в привычную, где можно делать только заранее известное - учиться, стремиться получить хорошую оценку исключительно для того, чтобы похвалила мама, а не ради самого аспекта познания мира.

Если же в гороскопе такого человека заложен определенный потенциал, то структуры отразят его и приобретут более или менее оригинальный характер, но все равно это будет не живой творческий подход к реальности, а структурный, жестко заданный.

Позже те же проблемы сопровождают и отношения такого человека с собственными детьми - они становятся достойными "неподдельного" уважения только в одном случае - если соответствуют представлениям своих родителей, в любом другом случае они превращаются для них в обузу и тяжелый жизненный этап. Обе стороны отношений "родители - дети" изнемогают, первые - чтобы переделать своего ребенка по своим меркам, вторые - чтобы избежать этого.

Таким образом, с фрустированным (лишенным силы) интроектом и несостоявшимся переходным объектом малыш при столкновении с дальшими структурными аспектами реальности - в институте, на работе, в эзотерическом обществе, в семейной жизни, в отношениях с собственными детьми, натыкается на большие сложности. А когда собственный ребенок по той же самой причине (мама, как интроект, не выжила) творит беспредел - это лишь повод взять ремень и посчитать свое чадо исчадием ада, еще одним негативным объектом из внешнего мира, неудавшимся потомством и т.д.

В школе малыш выбирает свой любимый предмет или учителя, рассказывая потом дома, как ему было интересно и что нового он узнал. В итоге ребенок заметно меняется, и тем больше, чем шире спектр его увлечений и интересов, который отличается от интересов и ценностей в отчем доме. В других социальных заведениях с ним происходит то же самое - психологически все, что касается равития представлений, занимает на время позицию, которую ранее занимали родители. Любые образовательные системы требуют от ребенка того же, что некогда требовали родители - необходимой для обучения дисциплины и подчинения, предполагая выпустить по истечении определенного срока и при условии тщательной учебы специалиста с известным набором знаний. На этом взаимоотношения образовательной системы и студента должны быть исчерпаны, а общество - получить необходимого ему профессионала, человека, увлеченного любимым делом.

Но если ребенок еще в детстве не смог заменить маму и папу любимой игрушкой, истерично требуя внимания и заботы, как только мама отвлекалась на свои потребности, а позже у него не получилось вовлечься в процесс обучения и наделить его приоритетностью, вероятность, что профессия будет существовать только на бумаге или в изнуряющих душу рабочих буднях, но никак не будет приносить радость и удовлетворение от сделанного, очень велика. В душе такого человека с невыжившей мамой и неудачным новым переходным объектом (профессией, увлечением, партнером и т.д.), который не смог заменить маму ( т.е. чтобы от взаимодействия с ним внутри вместо привычного неудовлетворенного состояния появилась жизнь, на пульс которой можно положить руку и почувствовать его) и дать шанс развить способности, навсегда останется память о детском шоке и фрустрации, а образование и любые увлечения всегда будут чем-то второстепенным, маской, еще одним поводом скрыть стеклянную непроницаемость души, которая ни к чему не лежит и ни от чего не испытывает удовлетворения.

Любая реальность для такого человека - только предлог к созданию еще одной аутичной (замкнутой) системы жизни, перекрывающей пережитый когда-то ужас. Например, в фильме "Человек дождя" герой Дастина Хофмана, страдающий аутизмом, начинал очень нервничать, когда не мог осуществить свое каждодневное привычное занятие - просмотр интеллектуального телешоу. Какой бы ни была окружающая реальность, ее условия не могли стать оправданием для изменения этой привычки. Противостоять в подобной ситуации не безопасно и, в конечном счете, в этом нет никакого смысла, так как аутичная система не существует в настоящем времени, она содержит только прошлое - план, и будущее - его осуществление.

Существование здесь-и-сейчас в гармонии с окружающей реальностью составляет проблему не только для людей, страдающих аутизмом. Аутичные тенденции в той или иной мере присущи практически всем, однако, когда человек в своем жестко заданном взаимодействии с окружающей реальностью напоминает чудака, который так привык к зимнему холоду, что не может отказаться от шубы и летом, - это очевидное превышение нормы.

Всем известны профессора и лекторы разных учебных заведений, речи которых до безобразия не интересны и вызывают состояние сна уже после "первых аккордов". Часто в своем преподавании они учитывают только свою последовательность мыслей и жесткий план изложения информации, чем в состоянии замучить насмерть и вызвать почти ненависть к самому процессу обучения.

Хороший лектор или преподаватель, а также жизнеспособная система взглядов и идей способна стать для любого человека с плохим детством своеобразным заменителем, несостоявшимся когда-то переходным объектом, новым интроектом, в мире которого душа чувствует себя радостно и уютно, порождая новые надежды и мечты, - одним словом, поводом проиграть собственное детство заново. А человек, который дает такой шанс другим, может вполне заменить разрушенный когда-то в детстве женский или мужской идеал.

В похожие условия попадает и психиатр в работе со своими клиентами. Позитивным итогом в работе аналик-клиент на первом этапе будет необходимость обнаружения негативных сюжетов, склонных повторяться, и создания новых интроектов - переходных (т.е. раскрытие сути проблемы,как должно было быть, чтобы было иначе - необходимо для разрешения внутреннего конфликта), на втором - отказ от этих вспомогательных структур и формирование нового восприятия, исходя уже не из фрустированного опыта детства, а из нового, предложенного аналитиком. В случае неудачной работы связки аналитик-клиент - все так и останется, как когда-то - плохой родитель, плохая игрушка, плохой учитель, плохая образовательная система, плохая зарплата и т.д. А меняющиеся, как перчатки, психиатры в личной карточке - лишь признак плохих психиатров, а не личной неспособности получить пользу от лечения.

Яркой иллюстрацией подобного состояния, когда в жизни человека повторяются одни и те же негативные сюжеты, является фильм "Сбежавшая невеста". Героиня Джулии Робертс прославилась тем, что все ее отношения с мужчинами заканчивались побегом из-под венца. Нельзя сказать, что эта все время сбегающая невеста была плохим человеком, она действительно была обаятельна и способна на неподдельную искренность - просто она не знала, что ей действительно нужно. Ее семья смотрела на ее постоянные побеги даже с юмором, весело посвящая любого желающего в подробности поедания очередного свадебного торта и решения других сопутствующих проблем. При этом им в голову не приходило, что нужно обеспокоиться, вместо этого перед очередным браком они довольно безжалостно подтрунивали над ней, предполагая, что все повториться вновь.

Журналист, расследовавший это "преступление", обнаружил немало интересных фактов. Например, с каждым их своих мужчин она предпочитала тот вид яичницы, который любил ее партнер. Влюбившись в девушку, он стал очередной "жертвой" этой неизменно сбегающей невесты, но в отличие от других мужчин, которые были без ума от ее способности разделять их вкусы и интересы и не проявлять своих, он заметил это и успел донести до ее сознания проблему ее души. Этим он дал ей шанс разомкнуть порочный круг и только к нему одному она в итоге вернулась.

И действительно, одной из проблем являются неудачные переходные объекты (в примере со сбегающей невестой - это ее сменяющиеся женихи, но это может быть все что угодно - профессия, увлечение и т.д.), которые не могут стать любимыми "игрушками" и сколько бы человек ни пытался их наделить таковыми качествами, они так и остаются фрустирующими плохими фрагментами реальности извне, поэтому в лучшем случае человек, сталкиваясь с необходимостью быть профессионалом, становится лишь тенью такового, "на автомате", аутично складывает бумажки и цифры в ряд, а сталкиваясь с идеей или новой мыслью, записывает ее в свой длинный список еще неизвестного, аккуратно и педантично, не от желания и интереса, а так же привычно, как каждый вечер включает свет в квартире. Может даже показаться, что человек циничен, прагматичен и извлекает из всего только меркантильную пользу. Однако это всего-навсего аутичная привычка ни к чему не прикладывать душу и, соответственно, отсутствие личной мотивации.

Все получается как в сказке - царевна не может остаться в облике царевны, так как шкурка лягушки или плохое детство и невозможность жить от души оказывается всегда рядом, ее не удается сжечь и о ней забыть. Что-то держит, скажет такой человек, что-то не пускает и не дает возможности поверить, что эта "игрушка" может заменить маму и папу вполне и полностью. Особенно, если проблема заключается в том, что ребенок не получил даже представления, что такое мама или папа, не в курсе, что такое любовь к жизни, ее вкус, так как первоначально тепло и внимание со стороны родителей полностью отсутствовали, а переходные объекты и новые идеалы-интроекты в виде любимых игрушек, идей и других людей так и не смогли вызвать к себе доверия и расположения. Такому человеку вряд ли сможет помочь психиатр или религия, астролог или эзотерическая идея. Он во всем будет усматривать только возможность функциональной выгоды в случае, если ему присуща пограничная патология, формировать идею о том, что внешний объект - источник всех бед, если является психотиком, и наконец, крайне нервничать, обижаться и бурно реагировать, если доминирующая патология у него - невротическая.

Психиатра такой человек попросит проинтерпретировать случившееся с ним на понятном для него языке, в выгодном и приемлемом для него контексте, из астролога он будет стремиться выбить предсказание, его устраивающее, а если оно не сбудется - тем лучше, так как быть обманутым и несчастным, с негативным образом внешнего мира в кармане - привычнее.

Проблемы, заложенные еще в детстве, как шагреневая шкура, не дающие человеку быть человеком в полном смысле этого слова, к счастью всегда очевидны при первом же внимательном взгляде. В среде психиатров не идет откровенно речь о невозможности психоаналитического лечения, однако всем известно, что диагноз "необратимо" и "неизлечимо" очевиден порой еще в самом начале.

А дальше, как обычно. В одном случае идет речь о зарабатывании денег психиатром, в другом - об известном заранее обоим сторонам неэффективном, но зато надежно убивающем время, контакте, в третьем - об откровенном закрывании глаз на правду всеми участниками контакта и игре в доктора и пациента, и только в редком случае - о честной попытке с надеждой на результат - тогда в лучшем случае в итоге все стороны смогут поздравить себя с успехом в этом изначально рискованном и фоловом предприятии…

В психоаналитическом лечении есть один момент, который недопустим, если есть хоть какой-то шанс на позитивный исход - это потеря доверия к психиатру или невозможность его возвращения вновь, что равноценно полному поражению в терапевтическом альянсе и невозможности продолжать отношения. В таком случае работа должна быть отложена до момента возобновления доверия или прекращена навсегда, как неэффективная и никому уже не нужная.

Потеря интереса к изучаемому предмету всегда приводит к застою и отсутствию результатов. А отсутствие изначального интереса и погоня за видимыми и выгодными очевидностями или новыми видами и формами времяпрепровождения и вовсе превращает человека в зомби, плагиатора, не способного к личному инсайту и вдохновениию. И если человек не видит своей проблемы, то к занятию, в котором он хоть раз разочаровался, возврата уже не будет. И не важно, что именно разочаровало. Может быть, просто требовалось слишком много усилий или времени, а хотелось все и сразу?

Чем больше "личность" ратует о своей принадлежности к школе, религии или идее, тем менее это указывает на благополучное детство, на существование благополучных переходных объектов, а значит, и на способность быть собой. Тем более, что это говорит еще и об аутичности натуры, которая равна неспособности помогать другим, так как аутичные структуры других не предполагают, в них есть только определенный набор функционально полезных объектов (детей, других людей, вещей и .д.), а потому другой может стать частью жизни такого человека не ранее, чем станет управляемой удобной привычкой, статичностью без прав и шансов на непредсказуемое изменение, так как любая эволюция в аутичной структуре нежелательна, поскольку вызовет ее разрушение.

Но, если человеку на самом деле нужна его душа, которую можно найти только благодаря идее и просветлению, и он оправдает свои ожидания - нужно ли ему конкретное общество, школа и вообще кто-то или что-то, если его душа уже обрела смысл и вдохновение, которые сами по себе всегда интересны и нужны, в том числе и обществу?! Те же, кто не способен найти идеалы и цели, которые выживут, так и останутся в глубокой яме одиночества и желания с кем-то себя отождествить, кого-то сплагиатировать, сделать что угодно, чтобы только не слышать той внутренней пустоты одиночества, которая с годами становится все более ледяной, утягивающей в себя и тех немногочисленных других, которые по наивности и святой вере в чудо, в свою очередь, тратят и тратят силы, пытаясь выжить в глазах такого человека впустую - им не выжить, потому что в его душе существует недостаток смысла и мотивации давать шанс интроекту-идеалу быть - ему это уже не нужно, а может быть такой возможности потенциально никогда и не было…

Выживший же интроект - это залог успешного и гармоничного развития души, но где в наше время найти такие идеальные интроекты, которые бы не разочаровывали? Современная реальность предлагает найти эти идеальные образцы в искусстве, науке, профессиональной деятельности, новых идеях, творчестве, а также в лице тех людей, которые дают шанс всему этому научиться.

В частности, астрология, как наука - это новая интроектная реальность, которую очень тяжело девальвировать. Она может стать гарантом и средством покончить с неудачными сюжетами детства.

Само же общество и все неизменные величины в нем - астрологические, эзотерические и образовательные организации по своей сути выступают в роли мамы, меняющей памперсы своему малышу. Если представить себе, что мама может решить менять мокрые подгузники реже, чем надо, естественно, ребенок испытает нешуточное физиологическое неудовлетворение. Однако за понятием "плохой уход за ребенком" может оказаться и многое другое, для невооруженного глаза незаметное либо не вполне очевидное и обычно не оцениваемое, как негатив. Эту разницу между нормой и нарушением в нормальном обществе называют справедливой критикой, цель которой - оптимальность. В шоу-бизнесе - это еще один повод для пиара и желтой прессы макнуть в грязь кого-нибудь. А в самолетостроении - это гарантированная авария в будущем!

Позже в психических содержаниях ребенка, ставшего жертвой плохого ухода, будет формироваться ущербность, неуверенность, ожидание поражения и т.д., то есть определенные рефлексы и схемы реагирования, избавиться от которых ему, как взрослому человеку, можно будет только ценой очень большой степени ироничности или выхода за пределы эгоцентричных мотиваций, что для современного человека означает много лет напряженной работы мозга по изучению мира своих психических содержаний.

Со стороны последствия плохого ухода в детстве выглядит очень неприглядно и естественным образом вызывает критику, отрицание и поиск ответа на вопрос: в чем же дело, где причины происходящего и что делать - "меняться или быть собой". Кому-то ничего больше не остается, как меняться, чтобы не превратиться в черную дыру, так как все его интроекты в свое время не выжили, а кому-то повезло больше и его интроект выжил, поэтому всегда есть шанс остаться собой…

Удачи Вам.


Вопросы, возникающие при чтении рассылки присылайте на E-mail.

С уважением, Анна Цариковская и сайт Diapsalmata.


Обратиться за консультацией Вы можете по указанным
ниже телефону, е-mail(у), либо заполнив форму на сайте:


Телефон: +3 8 066 9055486

E-mail: diapsalmata@newmail.ru

Адрес сайта: www.diapsalmata.newmail.ru


Отразите свое мнение в голосовании на тему:

хотели ли бы Вы пройти курс обучения
от сайта Diapsalmatа
по астрологии и психиатрии?
Да  Возможно   Нет   Не знаю  

Используются технологии uCoz